Акционерное общество публичное непубличное – 66.3. /

Содержание

Публичные и непубличные общества Акционерное общество

Акционерным называется хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определенное число акций.

Под публичным понимается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Остальные общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются непубличными.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Она может быть предметом купли-продажи, дарения, залога. Кроме того, акция может приносить доход в виде доли прибыли, полученной акционерным обществом, и дает право на участие в управлении.

АО отвечают по обязательствам общества, несут возможные убытки, рискуют в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащих им пакетов акций. В то же время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров.

Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту-часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.

Обыкновенная акция (в отличие от привилегированной, дающей право на твердый процент дивидендов) предоставляет возможность голосовать на собраниях акционеров, избирать правление.

Общество с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью (относится к непубличным обществам) считается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация с уставным капиталом, разделенным на доли, размеры которых определены учредительными документами. В качестве учредительных документов такого общества выступают устав и учредительный договор или только учредительный договор, если общество учреждается одним лицом.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам компаний. В самом худшем случае член общества может потерять только свой пай в капитале общества.

В то же время само общество как юридическое лицо отвечает перед своими кредиторами по обязательствам всем своим имуществом.

Одним из преимуществ обществ с ограниченной ответственностью является относительно невысокий минимально допустимый размер уставного капитала.

Кооперативы

Имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной или материальной формах.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем.

Наиболее значимые различия между кооперативами и обществами состоят в следующем:

  1. При управлении кооперативом, в ходе работы его высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса.

  2. Для кооперативов не устанавливается зависимость дохода его членов от величины паевых взносов.

Индивидуальные заработки членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на оплату труда.

  1. Состав учредительных документов для кооператива и общества различен.

studfiles.net

Публичные и непубличные общества | Сам себе адвокат

Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство .Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.

Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:

— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества

Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
— полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)

— КФХ

— хозяйственные партнерства

— производственные кооперативы

Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).

Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;

— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.

С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.

Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.

С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — «Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — «Акционерное общество «Армаис» ;

— общества с ограниченной ответственностью — «Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .

При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции ;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).

Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.

Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.

Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела . Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.

Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании .

В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах . Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Дальнейшая судьба ЗАО

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания

pershickow.ru

ФНС разъяснила, как должны именоваться публичные и непубличные АО

Лидия Петухова, Nic,

Электронный журнал ЮРИСТ КОМПАНИИ
автор статьи Андрей Анатольевич Глушецкий,
д. э. н., профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор Центра корпоративных стратегий

Специальные требования к публичным обществам
В отношении публичных обществ законодательство устанавливает специальные императивные требования. Пока действующий Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – закон № 208-ФЗ) не оперирует понятиями публичных и непубличных обществ, мы можем говорить лишь о требованиях Гражданского кодекса и требованиях законодательства о рынке ценных бумаг к эмитентам акций, обращающихся публично. В будущем к ним добавятся специальные требования закона об акционерных обществах (п. 7 ст. 97 ГК РФ). Кроме того, поскольку предполагается, что публичные акционерные общества являются участниками биржевого оборота ценных бумаг, нужно учитывать, что биржи могут устанавливать для них свои дополнительные требования. В частности, биржи обычно требуют обязательного наличия комитетов и независимых членов в коллегиальном органе управления общества (наблюдательном или ином совете).

Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о своем фирменном наименовании, которое должно содержать указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). Однако, согласно переходным положениям, акционерные общества, созданные до 1 сентября и отвечающие признакам публичных обществ, признаются публичными вне зависимости от того, присутствует ли в их фирменном наименовании указание на публичность (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса <…>», далее – закон № 99-ФЗ).
Императивные требования к публичным обществам
Чего касаются требования

Содержание требования

Размер уставного капитала

Минимальный размер уставного капитала публичного общества устанавливается законом, определяющим особенности правового положения таких обществ. В настоящее время такого закона пока нет (в закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» изменения тоже не внесены, а переходные положения о вступлении в силу новой редакции ГК РФ не содержат правила о том, что положения закона № 208-ФЗ об открытых акционерных обществах автоматически применяются к публичным обществам)

Размещение и оборот акций

Право размещать путем открытой подписки акции акционерное общество получает со дня включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о своем фирменном наименовании, которое содержит указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). То есть сначала необходимо зафиксировать статус публичной корпорации (в уставе общества и ЕГРЮЛ), привести внутрикорпоративные отношения в соответствие с требованиями биржи и только после этого можно приступать к эмиссии по публичному размещению ценных бумаг или выводить их на публичное обращение. Публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ)

Повышенная транспарентность

Публичное общество обязательно регистрирует проспект публично размещаемых и (или) публично обращающихся ценных бумаг и в дальнейшем в обязательном порядке раскрывает определенную информацию (п. 6 ст. 97, п. 4 ст. 67.2 ГК РФ, п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»)

Компетенция органов общества

В публичном акционерном обществе обязательно образуются коллегиальный орган управления (п. 3 ст. 97 ГК РФ) и ревизионная комиссия (право отказаться от создания ревизионной комиссии или создавать ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом, предоставлено только непубличным обществам – подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Кроме того, устав публичного общества не может относить к компетенции общего собрания акционеров те вопросы, которые не относятся к компетенции данного органа в соответствии с ГК РФ или законом об акционерных обществах (право наделить общее собрание дополнительной компетенцией предоставлено только непубличным обществам – подп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)

Порядок формирования наблюдательного совета

Минимальное количество членов коллегиального органа – пять. Порядок образования этого коллегиального органа управления устанавливают закон об акционерных обществах и устав (п. 3 ст. 97 ГК РФ). В данном случае имеется в виду применение кумулятивного голосования при избрании членов коллегиального органа

Запрет на установление в уставе ограничений концентрации корпоративного контроля акционеров

В публичном акционерном обществе нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ)

Запрет на установление в уставе механизмов контроля персонального состава участников общества

Устав публичного акционерного общества не может предусматривать необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, прямо предусмотренных законом об акционерных обществах

regafaq.ru

Публичные и непубличные общества и другие изменения ГК РФ

1 сентября 2014 года вступил в силу важный закон ФЗ № 99 от 05.05.2014г., который внес существенные изменения в Гражданский кодекс и в регулирование деятельности юридических лиц. Нововведения коснулись как классификации и определения юрлиц, так и более частных моментов: общих собраний, возможности наличия сразу нескольких генеральных директоров, возникновения новых документов – корпоративный договор и многое другое.

Нормативный акт и сейчас вызывает немало споров и разночтений, так как еще не все изменения прописаны в других законах и есть ряд вопросов по реализации тех или иных нововведений. Давайте разберемся, что же изменилось в Гражданском кодексе.

Классификация юридических лиц

Теперь в Гражданском кодексе выделяется четыре подгруппы для юридических лиц:

  1. коммерческие;
  2. некоммерческие;
  3. унитарные;
  4. корпоративные.

Новыми среди этого списка стали понятия «Унитарные юридические лица» и «Корпоративные юридические лица».

Корпоративные юридические лица

Особенностью данной формы юридического лица является участие их учредителей в формировании высшего органа в нем (п. 1 ст. 65,3 ГК РФ). Такими формами могут обладать:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • крестьянские хозяйства;
  • хозяйские партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • союзы и ассоциации;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества;
  • общины коренных многочисленных народов.

Унитарные юридические лица

К ним относятся юридические лица, в которых учредители не стали их участниками и поэтому не обладают их членством. Формы организаций являющиеся унитарными:

  1. ГУП;
  2. МУП;
  3. Религиозные организации;
  4. Фонды;
  5. Автономные некоммерческие организации;
  6. Учреждения;
  7. Публично-правовые компании.

Обладание полной информацией позволяет понимать, каким образом формируются органы управления в той или иной форме юридического лица. Нововведения также затронули способы изменения формы юридического лица и информации об этом.

Публичные хозяйственные общества

Публичное акционерное общество (ПАО) представляет форму организации, при которой ценные бумаги и акции обращаются и размещаются на условиях полной публичности. Прекращение обращения акций на рынке может привести к переходу данной формы в непубличную. С 1 сентября 2014 года все ОАО, соответствующие определению публичности автоматически стали ПАО.

Законом установлена компетенция общего собрания акционеров, не подлежащая расширению уставом. В данной форме юридического лица формируется наблюдательный совет, состоящий не менее чем из пяти членов общества.

Ведением реестра акционеров, а также исполнением функций счетной комиссии занимается специальная, имеющая лицензию на занятие данной деятельностью, независимая организация. Начало действия закона об обязательном ведении реестра акционеров регистратором – 1 октября 2014 года (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.).

По наличию количества акций и голосов у акционеров нет ограничений, и вся информация об этом относится к публичной, что закреплено на законодательном уровне.

Непубличные хозяйственные общества

С 1 сентября 2014 года все остальные общества, кроме публичных, относятся к непубличным, касается это ООО и ЗАО. При этом общества с ограниченной ответственностью переименовывать не нужно, а вот закрытые акционерные общества должны убрать из своего наименования слово «закрытое», оставив только АО.

Непубличное акционерное общество имеет существенное различие с публичным обществом и связано это с тем, что у них больше полномочий по формированию органов управления. Общее собрание имеет полномочия, которые установлены законом и могут дополняться уставом общества. Также эти полномочия могут передаваться и ЕИО, сформированному наблюдательному совету. У непубличного общества имеется право не создавать ревизионную комиссию.

В своем уставе общество может указать порядок и сроки созыва общего собрания акционеров, способы их уведомления об этом событии.

Обратите внимание, что теперь независимую аудиторскую проверку нужно проходить всем АО раз в год как публичным, так и непубличным. Независимо от годовой выручки и иных критериев. ООО также вправе проводить годовой аудит, но либо по желанию, либо если это предусмотрено российским законодательством.

У корпорации может быть 2 генеральных директора

С новыми поправками у корпорации могут произойти серьезные изменения, которые касаются назначения органов управления обществом. В уставе компании можно будет указать на определение полномочий единоличного исполнительного органа одновременно нескольким генеральным директорам. Их полномочия могут состоять в разделении их решений или же объединении и все это можно прописать в уставе. В роли единоличного исполнительного органа могут быть определены юридические лица и также физические лица (ст. 65,3 п. 3).

По принципу двух ключей будут защищаться интересы участников обществ. Суть такой работы состоит в том, что каждый из участников общества имеет право на назначение директора для управления определенной категорией вопросов. Имеется возможность для совместной работы всех директоров в целях одобрения определенного рода сделок. В зарубежной практике существует опыт коллегиального исполнительного органа управления, а в России только еще думают над созданием такой сложной структуры управления. C этой целью Министерством экономического развития в существующие законы об АО И ООО будут вносить изменения.

Планируется указать следующий порядок создания нескольких исполнительных органов правления. Если у общества планируется вводить сразу несколько ЕИО, то необходимо в уставе прописать каким образом будут приниматься решения по ключевым вопросам: совместно или по отдельности каждым управленцем. При этом нужно указать, что третье лицо, которое будет использовать принятое решение, может полагаться на неограниченные полномочия ЕИО. Исключениями являются следующие случаи:

  • в уставе указано, что в обществе полномочия ЕИО предоставлены сразу нескольким лицам, о чем есть запись в ЕГРЮЛ;
  • осведомленность третьего лица об имеющихся ограничениях в полномочиях ЕИО. Публичная публикация устава не является доказательством такой осведомленности.

Удостоверение решения общего собрания общества

В соответствии с новыми поправками в Гражданском кодекс принятое решение участниками общего собрания общества подтверждается следующими способами.

  • Публичное акционерное общество (ПАО) принимает решение общего собрания, которое подтверждается уполномоченным лицом, либо тем, кто ведет реестр акционеров или же лицом, выполняющим функции счетной комиссии.
  • Непубличное акционерное общество (АО) принимает решение общего собрания, которое удостоверяется в нотариальной форме, либо лицом, которое ведет реестр, либо тем, кто выполняет функцию счетной комиссии.
  • В ООО решения общего собрания удостоверяются нотариально либо согласно уставу единогласно решением общего собрания участников.

Для ООО не желающего удостоверять решения собрания нотариальным способом имеется возможность делать это иным способом, который должен быть указан в уставе общества. В качестве способов удостоверения можно использовать следующие виды:

  1. с помощью подписания решения всеми участниками собрания, которые присутствуют, включая секретаря комиссии и председателя;
  2. с помощью большинства участников проголосовавших и обменявшись информацией электронным способом связи.

Выбор наиболее подходящих способов принятия решения и узаконивания его в рамках общества является защитой от голосования против одного из участников, влияющего на все решения отрицательным образом.

Корпоративный договор

Для участников хозяйственных публичных и непубличных обществ в Гражданском кодексе появилась отдельная статья о корпоративном договоре. Этот документ устанавливает правила голосования на общем собрании. Также в этом договоре можно указывать порядок приобретения либо отчуждения долей в уставном капитале общества и когда можно воздерживаться от их отчуждения.

Если условия корпоративного договора будут нарушены, то все убытки, возникшие по этой причине, могут быть взысканы в судебном порядке, собственно, как и принятые решения, противоречащие договору. Вся информация о заключении договора должна раскрываться на законных основаниях.

В непубличном обществе информировать о заключении корпоративного договора необходимо только его участников. Вся содержащаяся в нем информация носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению. У участников такого общества объем прав прямо пропорционален их долям. По новым правилам эту ситуацию можно изменять и вносить сведения об этом в ЕГРЮЛ.

Корпоративный договор может быть заключен не только между членами общества, но и с кредиторами или иными третьими лицами. Целью такого договора является определение полномочий и порядка действий при решении вопросов, связанных с осуществлением корпоративных прав. То есть участники общества теперь могут возложить свои права на третьих лиц при решении вопросов корпоративного плана: голосование на собрание, отчуждение и приобретение долей.

Исключение участника из корпорации

Если участник общества в результате неправомерных действий третьих лиц утратил свою долю и понес убытки в связи с этим, то он вправе требовать в судебном порядке восстановление своих утраченных прав и всех затрат в связи с этим.

Обязанности участников общества:

  • акционеры должны принимать участие в установленном порядке и сроки в образовании имущества корпорации;
  • сохранять конфиденциальную информацию и не разглашать ее никому;
  • принимать полное участие в решении всех важных вопросов;
  • не совершать такие действия, которые могут навредить корпорации.

Министерство экономического развития планирует узаконить требование о том, что акционеры вправе требовать исключение одного или ряда лиц, которые обладая статусом акционера, принимают решения или ведут деятельность, которая вредит целям и достижениям общества. При этом акции должны быть приобретены кругом акционеров. Если же в уставе указаны положения, которые касаются мер, применяемых к виновным лицам, то суд вправе отказать в удовлетворении иска иным способом, чем указано в уставе.

Ответственность дочерних юридических лиц

В связи с возникшими вопросами по поводу согласия, которое должно давать основное общество дочернему, Министерство экономического развития предложило внести изменения в закон.

  1. Если сделка дочернего общества заключена с согласия или для целей необходимых основному обществу, то она считается законной, и тогда основное общество будет отвечать солидарно по обязательствам с дочерним.
  2. Должен быть заключен договор между основным и дочерним обществами, в котором должно быть указано право основного общества давать дочернему обществу указания.
  3. Заключенной считается только та сделка, которая получила одобрение от основного общества на основании договора между основным и дочерним обществом. У дочернего общества имеется право ограничения ответственности основного общества.

Реорганизация юридического лица

Как и раньше реорганизация юридических лиц возможна в пяти вариантах: преобразование; выделение; слияние; присоединение; разделение. Однако теперь возможна реорганизация юрлица:

  • с одновременным сочетанием различных ее форм;
  • с участием двух и более юрлиц (в разных организационных формах, если законом разрешена подобная реорганизация).

При этом Общества теперь, как и хозяйственные товарищества, не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации и в унитарные коммерческие организации Также упрощена процедура преобразования одного общества в другое, АО в ООО. Теперь не нужно уведомлять о начале процесса кредиторов, в СМИ. Права и обязанности останутся неизменными. А при слиянии и присоединении больше не понадобится передаточный акт. Также упразднено понятие «Разделительный баланс», вместо него нужно оформлять передаточный акт и то только при разделении и выделении.

Недействующие юридические лица

Юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, если в течение 12 месяцев не представляет отчетность, а также не осуществляет операций по счетам. Запись о такой организации исключается из ЕГРЮЛ по закону.

Обратите внимание, что ФЗ № 99 от 05.05.2014г. упразднил такую организационную форму, как общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

Подытожим:

Итак, как видите, было внесено множество изменений в Гражданский кодекс с 1 сентября 2014 года, касающихся юридических лиц. Многие из них значительно упрощают деятельность организаций, например, это касается реорганизации, другие же, напротив, усложняют, как например, новая классификация юрлиц, изменения наименований, обязательное заверение решений общих собраний и т. д. Безусловно, это не последние поправки, но за последнее время они оказались самыми существенными и многочисленными. Также будут внесены ближайшее время сопутствующие изменения в те отдельные нормативные акты, которые затронули новые положения кодекса, например, в Закон об АО, ООО и т. д. Будьте внимательны, следите за обновлениями, а мы Вам в этом поможем своими статьями и новостями.

См. также:

Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям

www.reghelp.ru

Публичные и непубличные акционерные общества

Публичные и непубличные акционерные общества

Публичные и непубличные акционерные общества

В результате реформы корпоративного права произошли изменения, коснувшиеся хозяйственных обществ и их классификации.  Закрытые и открытые акционерные общества за довольно долгий период своего существования стали для многих уже привычными. Но сегодня на смену им ввели такие понятия, как публичные и непубличные акционерные общества.

Что такое публичные и непубличные общества

Публичное акционерное общество это общество, у которого ценные бумаги и акции размещены публично на фондовых биржах и открыто обращаются. Ранее такие особенности соответствовали открытому акционерному обществу, но в соответствии с новым законодательством признавать публичным можно не каждое ОАО. Ведь изменения коснулись не только названий обществ, но и их признаков, сущности.
Все остальные акционерные общества и общество с ограниченной ответственностью называют непубличными. Можно даже сказать, что ЗАО и вовсе уходит в прошлое как юридическая форма, так как за годы деятельности такая форма хозяйственной деятельности себя не оправдала в связи с тем, что она почти полностью повторяла ООО.
Новые правила вступили в силу с 1 сентября 2014 года. Но сегодня все еще можно увидеть вывести со знакомыми ЗАО и ООО в разных городах страны, так как нормативные документы не предусматривают определенных сроков для смены классификации. А вот новые организации будут регистрироваться уже исключительно как публичное или непубличное акционерное общество.

Особенности публичных и непубличных обществ

Так как изменились не только названия, но и особенности ведения хозяйственной деятельности организаций, не помешает рассмотреть основные изменения:
1.    Процедура принятия решения на общем собрании акционеров усложняется. Вводится обязательное подтверждение регистратором или нотариусом принятия решений. Помимо этого оговорена необходимость проведения ежегодного аудита.
2.    Изменились правила реорганизации и ликвидации. При оформлении правоприемничества или в случае реорганизации компании необходимо закрепить все изменения в передаточном акте. Ликвидация будет невозможна при невыплате долгов кредиторам.
3.    В одной организации теперь могут быть несколько директоров, которые работают совместно или независимо друг от друга.
4.    За руководителями, которые выступают от имени юридического лица, закреплена материальная ответственность. Это позволяет требовать от руководителя покрытия убытков, которые учредители понесли по его вине. Ранее также существовала возможность возместить убытки с топ-менеджера, но в законодательстве она была прописана не четко, что усложняло процесс.
5.    При формировании уставного капитала все учредители согласно новому законодательству должны уплатить до государственной регистрации не менее ¾ частей, а оставшуюся часть можно оплатить на протяжении года после регистрации общества.
6.    При внесении не денежных вкладов требуется привлечение независимых оценщиков.

Все нововведения в отношении публичных и непубличных обществ, которые вступили в силу, помогают приблизить гражданское право страны к зарубежному. Специалисты «Ф1 Новая бухгалтерия» профессионально проконсультируют вас по вопросам перехода к публичным и непубличным акционерным обществам по телефону (495) 107-05-45, также вы можете оставить заявку на бухгалтерскую консультацию в разделе контакты или узнать стоимость бухгалтерских услуг онлайн.

f1-consultant.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *